Искусственные сооружения для подъездного ж/д пути к Эльгинскому месторождению углей
Основные характеристики места строительства:
Район строительства расположен в двух регионах РФ: Амурской области и Республике Саха (Якутия).
Трасса подъездного железнодорожного пути длиной 316 км начинается от северного берега Зейского водохранилища, затем проходит по заболоченному междуречью рек Мульмугакан и Бомнак с абсолютными отметками порядка 300-650м, пересекая реки Орогонде, Ялта, Уган и др. Постепенно поднимаясь к северу до абсолютных отметок 700-800м, трасса проходит по предгорьям и южным отрогам Станового хребта, далее пересекает среднегорья Станового хребта, которые сменяются низкогорьями и увалами. ОАО «Трансмост», по заданию ЗАО «Инжиниринговая Корпорация «Трансстрой», выполнил следующие работы:
Технические характеристики сооружений:
Участок 1. Разработана рабочая документация для строительства девяти искусственных сооружений на участке км72 – км122:
- Через р. Орогонде на км 72 ПК702+02
- Через р. Ялта на км 79 ПК792+53
- Через ручей на км 84 ПК843+00
- Через р. Уган на км 84 ПК834+11
- Через ручей на км 102 ПК1002+70
- Через ручей на км 110 ПК1081+45
- Через ручей на км 111 ПК1095+37
- Через ручей на км 112 ПК1106+23
- Через ручей на км 122 ПК1208+41
На основании проделанной работы ОАО «Трансмост» предложил заказчику свои технические решения по каждому из искусственных сооружений.
Для ручьев с расходами воды до 16м3/сек, находящихся в особо сложных условиях (насыпи высотой до 35м, оползни, вечная мерзлота и сейсмика) ОАО «Трансмост» вместо мостов, предлагавшихся ОАО «Институт Гипростроймост», предложил два возможных варианта альтернативных инженерных сооружений – металлические гофрированные водопропускные трубы или фильтрующие насыпи. В качестве рекомендуемых для строительства были предложены фильтрующие насыпи.
Пролетными строениями для мостов были приняты цельнометаллические разрезные балки с ездой поверху на балласте расчетным пролетом 18,2 - 33,6м, разработанные ГУП «Гипротранспуть» специально для подъездного пути к Эльгинскому месторождению углей (рабочий проект 2230).
Промежуточные опоры - на свайных ростверках на буроопускных железобетонных столбах диаметром 80см – по типовому проекту Ленгипротрансмоста «Столбчатые опоры и фундаменты железнодорожных мостов пролетами до 33м для Северной климатической зоны», инв.№1067/11 и инв.№1067/3.
Для моста через реку Ялта промежуточные опоры запроектированы в виде пространственных сквозных ферм.
Устои – на свайных ростверках на буроопускных железобетонных столбах. В случае низких насыпей – безростверковые на тех же столбах.
Верх тела устоев - применительно к типовому проекту Ленгипротрансмоста инв.№495РП «Столбчатые опоры железнодорожных мостов полносборные».
Участок 2. Разработаны строительные решения по 20 мостам в составе проекта на участке км157 – км217.
Назначение схем мостов было произведено на основании полученных в составе исходных данных материалов инженерных изысканий, продольного профиля и плана железной дороги и гидрологических параметров водотоков. Ввиду отсутствия особых требований к конструкциям и внешнему виду элементов мостов строительные решения сооружений разработаны с применением, в основном, типовых решений, как по пролетным строениям, так и по опорам.
В схемах мостов применены следующие типы пролетных строений:
- балочные цельнометаллические разрезные с ездой на балласте расчетными пролетами 18.2м, 23.0м, 27.0м и 33.6м, разработанные ГУП «Гипротранспуть» (РП 2230);
- сквозные фермы с ездой понизу на железобетонных безбалластных плитах расчетными пролетами 66.0м, 88.0м и 110.0м по типовому проекту серии 3.501.2-139 инв. № 1293.
Все пролетные строения изготавливаются в северном «Б» исполнении.
Пролетные строения с расчетными пролетами 18.2м, 23.0м, 27.0м и 33.6м применены на мостах через ручьи, на мостах, расположенных на кривых в плане и, для уменьшения нагрузок на устои, в крайних пролетах мостов с большими пролетами.
Опоры мостов запроектированы сборно-монолитными в контурных облицовочных бетонных блоках по типовому проекту 3.501.1-150 на свайном основании. В качестве свайного основания применены сборные железобетонные буроопускные столбы диаметром 0.8м по проекту «Столбчатые опоры и фундаменты железнодорожных мостов пролетами до 33м для северной климатической зоны» (инв. № 1067/11). Для восприятия сейсмического воздействия внутри контура облицовочных блоков сборно-монолитных опор устанавливается антисейсмическая арматура.
На оголовках промежуточных опор предусмотрены места для установки опор ЛЭП и контактной сети.
Устои мостов запроектированы из монолитного железобетона.
Выполненные работы:
По участку 1 – рабочая документация, по участку 2 – проектная документация
Генеральный подрядчик: ЗАО «Инжиниринговая Корпорация «Трансстрой»
Начало строительства: 2009 год
Сдача в эксплуатацию: 2012 год
Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта: Е.Г. Агафонов, Э.А. Рахимов, Б.Г. Коен, Н. Е. Чижова.