По проекту ОАО «Трансмост» набережные Обводного канала в районе находящихся над ними «американских» железнодорожных мостов уширены с двух до шести полос движения на южном берегу канала и с двух до четырех – на северном. Вертикальный габарит проезда под мостами увеличен с 3,2 до 5,0 м на обоих берегах.

Основные характеристики места строительства:

Обводный канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Его длина составляет 8,1 км, ширина — 21,3 м (в восточной части — до 64,0 м), глубина — до 2 м. Канал пересекают 14 автомобильных, 7 железнодорожных, 6 пешеходных и 1 коммуникационный мост. Канал давно утратил своё значение водной транспортной артерии, превратившись в автотранспортную магистраль с движением по набережным.

На участке от Днепропетровской улицы до Атаманского моста, где набережные Обводного канала проходят под пятью так называемыми «американскими» железнодорожными мостами, на обоих берегах было всего по 2 полосы движения, а подмостовой габарит составлял всего 3,2 м.  Это место десятилетиями являлось главным препятствием для движения автотранспорта вдоль Обводного канала.

Технические характеристики сооружения:

В результате проведенной реконструкции ширина двухполосных проездов по набережным была увеличена до 6-ти полос движения на южном берегу и до 4-х полос – на северном. Вертикальный габарит проезда был увеличен до предусмотренной нормами высоты 5.0 м. Открытие модернизированных набережных с указанными характеристиками проезда позволило улучшить транспортную ситуацию в центре города.

Для получения проездов с указанными характеристиками по берегам канала ОАО «Трансмост» запроектировало тоннели открытого типа, представляющие из себя U-образные железобетонные  конструкции.

Тоннель на южном берегу имеет проектную ширину между стенами тоннеля в свету 24,75 м, а на северном берегу - ширину 17,75 м. Длина тоннеля на  южном берегу составила 425.7 м, на северном - 422.7 м.

При проектировании тоннелей пришлось учитывать такие факторы, как:

- обводнение грунтов основания,

- возможность всплытия сооружений при наводнениях в акватории р. Невы,

- присутствие слабых, тиксотропных и пучинистых глинистых грунтов в основании,

- крайне стесненные условия строительства. 

Стесненность условий строительства была вызвана как присутствием уже построенных новых «американских» мостов, под которыми проходили сооружаемые тоннели, так и наличием существующих коммуникаций, примыкающих стенок набережных, сохраняемых зданий и сооружений по обоим берегам в непосредственной близости к объектам строительства.     

В силу указанных обстоятельств на южной стороне канала исключалась всякая возможность строительства тоннеля в неограждаемом котловане. Для предотвращения  деформаций грунта вне котлована, сооружение последнего осуществлялось в металлическом шпунтовом ограждении, а под «американскими» мостами – т. е. там, где не было вертикального пространства для погружения шпунта – под защитой ограждения из буроиньекционных свай «Титан».

На северной стороне канала в качестве ограждений при разработке котлована под тоннель использовались ранее сооруженное ограждение технического коллектора и стенка существующей набережной.

С учетом вышеуказанных особенностей была запроектирована конструкция самих тоннелей, а также разработана технология их возведения.

В продольном направлении тоннели состоят из отдельных секций длиной около 20 м, имеющих внешнюю гидроизоляцию, и разделенных гидравлически непроницаемыми деформационными швами. Асфальтобетонная проезжая часть во входных и выходных секциях тоннелей уложена поверх щебеночной  и песчаной  подготовки. В средних, наиболее заглубленных секциях тоннеля, для предотвращения их всплытия при подъеме воды в канале, щебеночная и песчаная подготовка под покрытием проезжей части  заменены слоем монолитного тяжелого (с объемным весом 2.5 т/м3)  или особо тяжелого (с объемным весом 3,5 т/м3) бетона. Тоннели оборудованы внутренней дождевой канализацией, расположенной под одним из технических тротуаров. Дождевая канализация включает систему водосборных колодцев, соединенных полиэтиленовыми канализационными трубами Ø 400 мм.

Решение геотехнических задач взаимодействия с грунтом для запроектированных ограждающих и тоннельных конструкций производилось с использованием программы «Plaxis».

Для расчета железобетонных конструкций тоннеля использовались специализированные программы расчета железобетонных  элементов, разработанные ОАО «Трансмост».    

Объем основных работ при строительстве тоннелей северного и южного берега составил:

- железобетон основных конструкций – 37669 м3;

- шпунт «Ларсен – 5» – 6110 т;                              

- асфальтобетонное покрытие – 16700 м2;

- земляные работы – 180700 м3.

Открытие движения: 25 декабря 2012 г.

Генпроектировщик: ООО «Инжтехнология»

Выполненные работы: разработка рабочей документации

Генподрядчик: ОАО «Мостострой № 6»

Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта:

И. Д. Акимов-Перетц, С. А. Шульман, С. Г. Лабунский, М. П. Башкова