Реконструкция Литейного моста через реку Неву в Санкт-Петербурге
Основные характеристики моста до реконструкции:
Литейный мост через реку Неву в Санкт-Петербурге был сооружен в 1875-1879 годах по проекту военного инженера А. Е. Струве. Название моста происходит от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу.
Мост имел шесть пролетов, в том числе разводной пролет у левого берега. Пролетные строения арочные, клепаные. Разводное пролетное строение поворотной системы, с раскосной решеткой главных ферм. Разводка осуществлялась при помощи ворота, который приводили в действие восемь рабочих. Такой привод со временем заменили водяной турбиной, питавшейся от городского водопровода. Разводка моста длилась 20 минут.
В створе моста Нева имеет наибольшую глубину – 24 м. На Литейном мосту впервые были использованы кессонные фундаменты, ставшие в последующие годы основным типом фундаментов больших мостов.
Состав работ по реконструкции моста:
В процессе реконструкции:
- арочные конструкции были заменены балочными неразрезными сталежелезобетонными коробчатого сечения, с криволинейным очертанием нижнего пояса. В пролетных строениях использовались такие прогрессивные в то время решения, как предварительное напряжение объединенных конструкций, высокопрочные болты в монтажных соединениях главных балок и другие,
- существующие опоры уширены за счет их ледорезных частей,
- ширина мостового полотна увеличена на 10 м,
- на обоих берегах устроены транспортные развязки тоннельного типа с уширением набережных,
- по набережным под мостом устроены пешеходные зоны,
- разводной пролет поворотной системы заменен раскрывающимся однокрылым пролетным строением,
- на мосту установлены исторические решетки.
Технические характеристики сооружения после реконструкции:
Длина моста увеличилась на 67 м и стала составлять 394,3 м. Ширина моста 34 метра, ширина проезжей части 28 м. Отверстие разводного пролета увеличено с 20 до 50 м. Разводное пролетное строение расчетной длиной 53, 4 м приводится в действие гидроприводом и при разводке достигает угла 67º.
Генеральный подрядчик: Трест Мостострой-6
Начало реконструкции: 1965 г.
Открытие движения: 1967 г.
Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта:
Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шипов, К. П. Клочков, Ю. И. Синица.