Проект строительства участка проспекта Карла Маркса с реконструкцией участка автомагистрали «Центральная» в г. Самара
Общая протяженность участка работ ОАО «Трансмост» по проспекту Карла Маркса на участке от проспекта Кирова до границы городского округа Самара с реконструкцией участка автомагистрали «Центральная» составила 18,936 км. Положительные заключения Государственной экспертизы на проектную и сметную документацию и результаты инженерных изысканий были получены 24 декабря 2014 года.
Разработка проектной документации на строительство участка магистральной улицы непрерывного движения по проспекту Карла Маркса от проспекта Кирова до границы города Самары была выполнена ОАО «Трансмост» в 2008 году. В течение пяти последующих лет из-за недостатка финансирования все дальнейшие работы были прекращены.
В августе 2013 года Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области заключило с ОАО «Трансмост» новый договор - на корректировку инженерного проекта с включением в него дополнительных работ на разработку проекта реконструкции участка автомагистрали «Центральная», являющейся продолжением проспекта Карла Маркса за пределами территории г. Самары.
Проспект Карла Маркса — самый протяжённый проспект Самары, пересекающий город с юго-запада на северо-восток на протяжении более 13 километров. В системе УДС Самары этому проспекту отводится роль главной автомагистрали города.
Участок проспекта Карла Маркса от проспекта Кирова до границы городского округа Самары
В пределах проектирования городского участка длиной 7,7 км магистральная улица имеет четыре пересечения с второстепенными улицами в одном уровне, со светофорным регулированием.
В поперечном сечении автомобильная дорога на участке от проспекта Кирова до пассажирской платформы «Дачная» имеет две раздельные по направлениям движения проезжие части, расположенные вплотную к красным линиям.
Поперечный профиль улицы включает следующие элементы:
- Пешеходные тротуары шириной 3.0 м;
- Велосипедные дорожки шириной 3.0 м;
- Полосы зелёных насаждений шириной 2.0-3.0 м;
- Проезжая часть шириной 10.0 м;
- Парковочные полосы шириной 2.5 м;
- Разделительную полосу шириной 57.0-83.0 м.
Проезжая часть предусматривает размещение двух полос движения для автомобильного транспорта общего пользования шириной 3.0 м и одной выделенной полосы движения общественного транспорта шириной 4.0 м.
Размещение выделенной полосы движения для общественного транспорта предусмотрено слева, для минимизации помех и конфликтных точек с паркующимся транспортом. Остановки общественного транспорта предусмотрены на выделенных островках между полосами движения. В перспективе, выделенную полосу для движения общественного транспорта можно реконструировать в полосу для размещения рельсового транспорта с сохранением положения остановочных площадок.
В районе пассажирской платформы «Дачная» Куйбышевской железной дороги со стороны городского округа предусмотрено кольцевое движение. После строительства проспекта Карла Маркса в районе платформы «Дачная» появляется возможность организации полноценного транспортно-пересадочного узла пригородного железнодорожного транспорта, электропоездов в аэропорт «Курумоч» и городского общественного транспорта.
На участке от проспекта Кирова до Ракитовского шоссе предусмотрена разделительная полоса шириной 57.0-83.0 м. Проектом предусмотрена вертикальная планировка и базовое озеленение земельного участка. В дальнейшем, широкую разделительную полосу проспекта Карла Маркса возможно использовать для организации общественного пространства, пешеходной эспланады или в любых других целях по решению собственника автомобильной дороги.
На участке от Ракитовского шоссе до границы городского округа Самары в разделительной полосе проспекта Карла Маркса дополнительно размещается шестиполосная автомобильная дорога, непосредственно примыкающая к загородной автомобильной дороге «Центральная». Таким образом, на данном участке запроектирована основная автомобильная дорога, обеспечивающая непрерывное движение транспортных средств, и боковые проезды, обеспечивающие доступ на прилегающую территорию и движение общественного транспорта.
Пересечение основной автомобильной дороги с ж. д. путями Куйбышевской железной дороги осуществляется в двух уровнях. В месте пересечения предусмотрен автодорожный путепровод тоннельного типа с сохранением профиля ж. д. путей (Путепровод тоннельного типа на пересечении пр. Карла Маркса и ж. д. путей Куйбышевской ж. д. в г. Самаре) Автомобильная дорога пересекает ж. д. пути в выемке. В целях размещения путепровода тоннельного типа предусмотрено смещение высоких пассажирских платформ станции «Дачная».
После пересечения проспектом Карла Маркса ж. д. путей Куйбышевской железной дороги предусмотрена транспортная развязка с перспективной дорогой вдоль ж. д. путей со стороны области. Этим улучшается транспортное обеспечение территории расположенной между железной дорогой и границей города Самары.
На пересечении проспекта Карла Маркса с ручьём Орловского оврага проектом предусмотрена металлическая гофрированная водопропускная труба.
Участок от границы городского округа Самары до Обводной дороги г. Самары (автомагистраль «Центральная»)
В рамках строительства автомобильной дороги «Центральная», первая очередь которой была закончена в 2008 г., были выполнены земляные работы, водоотвод, искусственные водопропускные сооружения под автомобильную дорогу, соответствующую параметрам I-б технической категории. Также были выполнены пересечения в двух уровнях автомобильной дороги «Центральная» с железнодорожной веткой на п.г.т. Петра-Дубрава и автомобильной дорогой местного значения.
Дорожная одежда была закончена строительством только на половине автомобильной дороги с организацией двухстороннего движения по двум полосам.
Мероприятия реконструкции сводятся к приведению параметров автомобильной дороги к нормативным значениям для I-б технической категории, с организацией 6-ти полосной, раздельной по направлениям движения проезжей частью.
Начало трассы расположено на границе г. о. Самары, конец - на границе земельного участка Обводной дороги г. Самары. Длина автомобильной дороги 11.3 км. Продольный профиль запроектирован с максимальным сохранением высотных отметок существующей автомобильной дороги. По разработанному проекту в поперечном профиле автомобильная дорога имеет две раздельные по направлению движения проезжие части с тремя полосами движения в каждую сторону шириной по 3.75 м.
На пересечении автомобильной дороги «Центральная» с улицей Садовой п.г.т. Петра Дубрава предусмотрена транспортная развязка в двух уровнях по типу «улучшенный неполный клеверный лист.
В составе проектной документации разработаны технологические и конструктивные решения по освещению и электроснабжению автомобильной дороги и искусственных сооружений, по электроснабжению локальных очистных сооружений и канализационных насосных станций; предусмотрено переустройство существующих и прокладка новых сетей водоотведения, переустройство трамвайной линии на Ташкентской улице и троллейбусной линии в районе улицы Алма-Атинской.
Большой объём проектной документации разработан в целях выноса и переустройства сетей инженерно-технического обеспечения.
В целях формирования магистральной улицы общегородского значения проектной документацией предусматривается ликвидация в полосе отвода железнодорожных путей бывшей Линдовской железной дороги.
Проектом разработан раздел по благоустройству территории. Предусмотрена высадка различных деревьев и кустарников, высадка травяных газонов и цветников, установка уличной мебели (вазонов, уличных скамей и урн).
Результатом объёмно-планировочных и конструктивных решений, принятых в проектной документации, явилось формирование нового облика главной городской улицы, при котором реализован приоритет движения общественному транспорту, создана непрерывная инфраструктура для пешеходного и велосипедного движения. Достигнуто увеличение комфорта и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, повышена пропускная способность городской улицы. Уделено внимание повышению эстетических свойств главной городской улицы. Реализованы мероприятия, предусмотренные генеральным планом городского округа Самары.
Главный инженер комплексного проекта И. А. Мурох