ОАО «Дальгипротранс» — единственный специализированный институт в Дальневосточном регионе, обеспечивающий проектной документацией объекты транспортного строительства от Байкала до Сахалина и от БАМа до южных портов Приморья. В 2011 году этому уникальному дальневосточному институту исполняется 75 лет.
Среди реализованных проектов ОАО «Дальгипротранс» — электрификация участка ДВЖД Хабаровск — Бикин — Уссурийск, реконструкция мостового перехода через Амур, мостовой переход через реку Лену в Якутии, инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания по проектам «Сахалин-2» и трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Только на Транссибе по проектам института была выполнена электрификация двух тысяч километров двухпутной железнодорожной линии. По проектам ОАО «Дальгипротранс» выполнялась реконструкция практически всех станций на Дальневосточной железной дороге, построены крупные транспортные узлы — Комсомольск-сортировочный, Токи, Находка Восточная и другие.
Деятельность института началась в 1936 году с изысканий и проектирования вторых путей Транссибирской магистрали, железнодорожных линий, станций и узлов Хабаровск, Владивосток, Уссурийск, проектов реконструкции и восстановления мостов на Дальнем Востоке. В военные годы институт выполнял проектирование дальневосточных объектов оборонного значения, принимал участие в восстановлении Львовской, Одесской, Кишинёвской и Юго-западной железных дорог. По проектам ОАО «Дальгипротранс» построено несколько железнодорожных узлов на территории Китая.
В 1960-х годах по проектам, выполненным специалистами ОАО «Дальгипротранс» была проведена электрификация Дальневосточной железной дороги. Уже в 1963 году был переведён на электрическую тягу участок «Владивосток — Уссурийск. Чуть позже специалисты института разрабатывают проекты строительства вторых путей на отрезке Угловая — Находка, участков Альба — Ноглики на Сахалине, Екатериновка — бухта Врангеля в Приморье, мостового перехода через реку Амур у города Комсомольска-на-Амуре, паромной переправы Ванино — Холмск с развитием обоих железнодорожных узлов и порта Восточного в бухте Врангеля.
Одной из самых весомых страниц в истории института стало участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Сотрудники «Дальгипротранса» выполнили проектно-изыскательные работы на восточном участке БАМа протяжённостью более пятисот километров от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.
По проектам института введены в строй десятки крупных мостов, среди которых и знаменитый своими техническими характеристиками и удивительной гармонией пропорций Амурский мост у Хабаровска. Разработка проекта реконструкции этого уникального мостового перехода, названного «Амурским чудом», стала одной из самых ярких работ института. Первая очередь совмещённого моста была введена в строй в 1999 году, сегодня этот проект близок к завершению.
В 2002 году начался новый период развития ОАО «Дальгипротранс». Институт расширил спектр своей деятельности, освоив новое направление — изыскания и проектирование магистральных трубопроводных систем — объектов газоснабжения и нефтепроводов. Инженеры «Дальгипротранса» подготовили рабочую документацию по строительству газопровода Комсомольск — Хабаровск, разработали технико-экономическое обоснование на реализацию программы «Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краёв». Участие в проектировании и строительстве газопроводной системы, позволяющей обеспечить города, большие и малые населённые пункты края надёжным и удобным видом топлива, стало для проектировщиков «Дальгипротранса» перспективной и живой работой.
Всего по проектам «Дальгипротранса» построено более 2000 км железных дорог, свыше 200 км вторых путей, 85 больших мостов, более 1500 км железных дорог переведено на электровозную тягу, выполнены проекты развития восьми крупных железнодорожных узлов, построены сотни зданий различного назначения, многие километры автоблокировки, линий связи и электропередач.
Главная задача института сегодня — участие в строительстве и модернизации объектов транспортной инфраструктуры дальневосточного региона. С развитием добывающей промышленности на Дальнем Востоке потребности в грузоперевозках превысили пропускную способность железных дорог. Олёкминские, кимкано-сунтарские и гаринские металлы и полиметаллы, угли якутских и магаданских месторождений требуют выхода в морские порты, на мировой рынок. Для освоения перспективных объёмов перевозок к портам Ванино и Советской Гавани необходимо развивать транспортную инфраструктуру — модернизировать железнодорожные линии, увеличивать их пропускную способность. Огромное значение в реализации этих важнейших для развития региона планов имеет железнодорожная линия Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
Специалистами ОАО «Дальгипротранс» разработан и реализуется пообъектный план проекта «Реконструкция железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля». Первый этап этой программы — проектирование и строительство Кузнецовского тоннеля на одноимённом горном перевале Сихотэ-Алиня и реконструкция станций на этом участке — близок к завершению. В следующем году тоннель будет введён в эксплуатацию. В дальнейшем будет прокладываться второй путь, который обеспечит двустороннее движение на этом участке. Затем последует его электрификация, и это — тоже профиль и проект института.
Сегодня остро стоит проблема реконструкции 340-километровой однопутной железнодорожной линии Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре, связывающей Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Именно по ней предполагается пропускать большую часть грузопотока в адрес Ванино и Советской Гавани. Предпроектные проработки на этом небольшом, но принципиально значимом участке уже выполнены специалистами ОАО «Дальгипротранс». Для выполнения проектно-изыскательских работ по строительству второго пути Волочаевка-2 — Комсомольск–на-Амуре необходимо финансирование, которого пока нет.
Транспортная инфраструктура — это не только железнодорожные линии. Это станции и подъездные пути, газопроводы и нефтепроводы, линии электропередачи и объекты социального назначения. Институт «Дальгипротранс» тем и уникален, что имеет специалистов для проведения всех видов работ по проектированию инфраструктуры, включая проекты строительства газопроводов и нефтепроводов. В 2008 году инженерами ОАО «Дальгипротранс» был разработан уникальный СНИП, который определил правила строительства трубопроводов в местах их пересечения с железной дорогой. Если есть ошибки при строительстве и эксплуатации таких «пересечек», под серьёзной угрозой находится безопасность движения пассажирских и грузовых поездов. Документ ещё находится на утверждении в Минэкономразвития, но по нему уже работают и газовики, и нефтяники, и железнодорожники.
Разрабатывая проекты, специалисты ОАО «Дальгипротранс» учитывают передовые методики и инновационные технологии, рассчитывают использование более экономичных конструкций, материалов и современного оборудования. Примером тому - проект «Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт Кневичи», согласно которому будет построен путепровод через федеральную автомобильную трассу, ряд малых искусственных сооружений, контактная сеть, линия волоконно-оптической связи. Заключительным этапом реализации этого проекта станет строительство новой пассажирской станции Аэропорт Кневичи. Железнодорожные пассажирские перевозки по этому маршруту будут организованы по аналогу московскому аэроэкспрессу, курсирующему до аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево.
Сегодня ОАО «Дальгипротранс» - это высококвалифицированные кадры, крупные комплексные проекты строительства железных и автомобильных дорог, объектов газоснабжения и других объектов транспортного назначения для различных организаций Дальневосточного региона. Накопленный за 75 лет опыт работы известного всей России проектно-изыскательского института позволяет выполнять комплексное проектирование транспортных сооружений любой сложности, а сочетание высокопрофессионального персонала, отработавшего в институте многие годы с постоянно увеличивающейся долей молодых специалистов, служит основанием для уверенного взгляда в будущее.