"Дорожная держава"

Главным достижением российского мостостроения стал мост через реку Ока в районе города Мурома (Нижегородская область). Общая длина этого мостового перехода - 1393 м, а высота его пилонов - 86,7 м… Мост набрал более 32 700 голосов, возглавив рейтинговый список своих собратьев, таких, например, как Большой Обуховский мост через Неву или Мостовой переход через ущелье реки Чемитоквадже, расположенном на автодороге Джугба-Сочи. Впрочем, обо всех шестнадцати мостах-конкурсантах подробно можно узнать на сайте Росавтодора (rosavtodor.ru). «Приятно, что проведение конкурса вызвало у наших граждан такой интерес и настоящий спортивный азарт… В итоге наш мост-победитель можно с уверенностью назвать достопримечательностью мирового уровня, которой по праву может гордиться вся страна», – прокомментировал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Костюк. 

Благодаря Муромскому мосту обеспечивается бесперебойная связь республик Мордовия, Татарстан, Башкортостан и юго-западных районов Нижегородской области с Владимирской областью. Кроме того, являясь частью объездной дороги вокруг Мурома, он спасает центр города от транзитного транспорта. Пропускная способность моста – 5 тысяч автомобилей в сутки (с перспективой до 20 тысяч). Муромский мост, отвечающий таким важным критериям как  архитектура – стоимость – удобство в эксплуатации, предназначен для пропуска двух полос автотранспорта, а также пешеходов. 

Генпроектировщик Муромского моста – Санкт-Петербургская проектно-изыскательская организация ОАО «Трансмост», которая уже более 80 лет работает в сфере транспортной инфраструктуры. Ее основателем является выдающийся ученый-мостовик Григорий Петрович ПЕРЕДЕРИЙ. По проектам организации построены и реконструированы сотни больших мостов, в том числе и разводные, огромное количество малых и средних искусственных сооружений – не только в России, но и ряде зарубежных стран. 

В 2005 году «Трансмост» признан победителем конкурса на разработку проекта "Строительство мостового перехода через реку Оку с обходом г.

Мурома". Весной 2006 году разработанный проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы и был утвержден заказчиком и согласован Росавтодором. На церемонии торжественного открытия моста, которая состоялась 1 октября 2009 года,  присутствовал премьер-министр  (на тот момент) Владимир Путин. 

Мост через Оку в Муроме - это первый в России вантовый мост с монолитными железобетонными пилонами А-образной формы. При этом пилона целых три, что достаточно редко встречается в мостостроении. Такая исключительная особенность продиктована, в первую очередь, экономической целесообразностью и требованиями судоходства. Монолитные железобетонные пилоны уникальны, как с точки зрения стоимости их сооружения, так и с точки зрения работы конструкции. Они гораздо жестче стальных, поэтому конструкция с такими пилонами в меньшей степени подвержена деформациям от воздействия внешних факторов. Кроме того, в конструкции моста предусмотрена сталежелезобетонная неразрезная балка жесткости с плоской плитой проезда, включенной в совместную работу со стальными главными балками. Такой вариант также был впервые применен на российских вантовых мостах. 

Схема вантовой части Муромского моста 63,6+108,5+2х231,0+108,5+63,6 м обеспечивает два судоходных пролета – по 220 м шириной и 16 м высотой каждый. Ванты расположены веером, а их конструкция принята по системе Freyssinet: из групп параллельных индивидуально защищенных прядей, как наиболее технологичная и надежная в эксплуатации. Общая длина моста составила около 1400 м.

Нужно добавить, что проектировщики уделили серьезное внимание архитектурно-эстетическому облику сооружения и гармоничному сочетанию с окружающим ландшафтом… 

Конкурс на подготовку рабочей документации строительства моста также выиграл «Трансмост», и уже в августе 2006 года - одновременно с началом разработки документации - строительство началось. В тендере на строительство победила организация «Мостотрест». Работы велись силами четырех мостоотрядов: московского (МО-4), рязанского (МО-22), нижегородского (МО-1) и кировского (МО-46). 

При разработке рабочей документации конструкция пилонов из монолитного железобетона претерпела изменения. Предварительное напряжение было оставлено только для поперечных распорок, на которые опирается пролетное строение, пилоны же в поперечнике приняли прямоугольное коробчатое очертание. Нижняя часть пилонов приобрела скошенные грани, улучшающие обтекание опор водным потоком. 

Одной из конструктивных особенностей пилонов стали соединения арматурных стержней на резьбовых муфтах, обжимающих концы стержней. Данная технология на этом объекте впервые опробована ОАО «Мостотрест». Анкеровка вант на пилонах выполнена с помощью металлических вставок между стойками пилонов. 

Русловое пролетное строение в поперечном сечении состоит из двух главных балок, объединенных между собой системой поперечных балок. Анкеровка вант на пролетном строении производится на стенки главных балок с устройством поперечных диафрагм... 

…ОАО «Трансмост» в конкурсе на самый красивый мост не ограничился исключительно первым местом – второе и четвертое также достались мостам, проекты которых созданы этой организацией. Серебряным призером стал мостовой переход через реку Иртыш в Ханты-Мансийске.  Этот объект в настоящее время является ключевым звеном автодорожного коридора России «г. Пермь - г. Серов - г. Ханты-Мансийск - г. Нефтеюганск - г. Сургут - г. Нижневартовск - г. Томск». 

Он расположен на расстоянии 17.5 км от впадения Иртыша в реку Обь. В створе мостового перехода ширина реки Иртыш достигает 1100 м. 

Условия расположения объекта, а также требования Заказчика – Дорожного департамента Ханты-Мансийского автономного округа – полностью определили не только технико-экономические параметры мостового перехода, но и его облик. С архитектурной точки зрения мост представляет собой конструктивные системы, наиболее отвечающие существующему природному ландшафту и параметрам реки в створе мостового перехода. Очертания моста в большой степени перекликаются с живописными сопками высокого правого берега и контрастируют с низким левым берегом. Цветовое решение сооружения удачно оттеняет его на фоне темных, поросших пихтой и кедрами сопок, что в сочетании с эффектным, декоративным освещением позволяет создать индивидуальный, запоминающийся образ. Аналога данному сооружению в России пока не существует... 

Мост в составе мостового перехода запроектирован по схеме - 3х70+94.5+136.5+231.0+ +136.5+94.5+5х70+49м. Длина моста - 1 315.90м. Габарит Г-11.5+2х1.5м. Пролетное строение русловой части моста - стальное неразрезное комбинированной системы по схеме 94.5+136.5+231.0+136.5+94.5м. Центральный пролет представляет собой арочную сквозную ферму с гибкой затяжкой, смежные с центральным пролеты - сквозные фермы с ездой понизу, крайние пролеты – балку со сплошной стенкой, подпругой и шпренгелем которой являются элементы главных ферм смежных пролетов. Затяжка арки состоит из четырех продольных балок, объединенных между собой ортотропной плитой проезда, и является основным несущим элементом в концевых пролетах. Русловое пролетное строение монтировалось крупными блоками, наплаву…

…Совмещенный железнодорожный/автодорожный мост через реку Амур в Хабаровске также имеет высокий рейтинг - не случайно он занял в конкурсе четвертое место. Также не случайно он изображен на пятитысячной купюре Банка России… Мост имеет свою историю, связан с развитием края и является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Основной его пролёт -2600 м, общая длина – 3,8 км, а ширина  -25 м. 

Напомним, что в 1916 году через реку Амур в Хабаровске был построен однопутный железнодорожный мост длиной 2 600 метров. Он стал замыкающим звеном Великой Сибирской магистрали – Транссиба. Железная дорога Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток протяженностью около 7 тысяч километров связала европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.    

Проект русловых ферм расчетной длиной 127,4 м, разработанный выдающимся инженером России начала века Проскуряковым, аналогичен его же проекту фермы длиной 144,8 м, удостоенному в 1908 году на Всемирной выставки в Париже (наряду с проектом башни Эйфеля) золотой медали. Стальные фермы моста были выполнены по нормам 1907 года, но запас их прочности оказался настолько высок, что спустя многие десятилетия мост продолжал работать в условиях значительно возросших железнодорожных нагрузок…

ОАО «Трансмост» были разработаны проекты левобережной автодорожной эстакады длиной 712 метров (состоит из 21 пролетного строения длиной по 33 метра из предварительно напряженного железобетона) и правобережной автодорожной эстакады длиной 612 метров (состоит из 9 пролетных строений, неразрезного стального пролетного строения длиной 2x34 метра и неразрезного сталежелезобетонного длиной 68+84+74 метра). Кроме того, организацией разработаны следующие проекты:  проект реконструкции опор, предусматривающий наращивание кладки наледорезной части опор под пролетные строения второго пути и инъецирование существующей кладки и фундаментов; проект неразрезных ферм наибольшей длиной 2x128,4 метра под совмещенное движение железнодорожного и автомобильного транспорта в разных уровнях.

Весной 1998 года было открыто движение поездов по новому, второму пути моста, а в 1999 г. - движение автотранспорта во втором ярусе нового моста. Все строительные работы выполнялись при непрекращающемся движении поездов по существующему мосту и судоходстве на реке. Первая очередь моста была сдана в 1999 году.

Вторая очередь реконструкции, включавшая разборку существующих железнодорожных арочных пролетных строений I пути, монтаж на их месте новых пролетных строений для железнодорожного движения в нижнем уровне и автомобильного проезда в уровне верхних поясов ферм (аналогично I очереди), была сдана в эксплуатацию в сентябре 2009 года.

Хочется надеяться, что проведение конкурса «Самый красивый мост России», приуроченный к программе Федерального дорожного агентства по развитию и реконструкции мостовых переходов, станет традицией…